Жилищный кодекс РФ —
Глава 1
—
Комментарий к ст. 12 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
КОММЕНТАРИЙ К СТ 12 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 12 Кодекса определяет перечень полномочий (компетенцию) федеральных органов государственной власти при регулировании жилищных отношений в Российской Федерации. Иначе говоря, установлены предметы их ведения на федеральном уровне.
ЖК 1983 г. содержал пять статей (ст. ст. 11 - 15), устанавливавших полномочия органов государственной власти в области регулирования жилищных отношений, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда. В гл. 1 раздела I нового Кодекса разграничению компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов в области жилищных отношений посвящены три статьи (ст. ст. 12 - 14). В них определяется компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Некоторые полномочия указанных органов установлены также другими статьями Кодекса.
Необходимо обратить внимание на то, что понятие "орган государственной власти" применительно к соответствующим органам как федерального, так и регионального уровня в равной мере обозначает органы законодательной и исполнительной власти.
Кроме того, на федеральном уровне действует Президент РФ, являющийся главой государства, который реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений. Президент РФ вправе, в частности, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Нормативные указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, включены в систему актов жилищного законодательства (см. ст. 5 Кодекса).
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, как уже отмечалось, является Правительство РФ (о правовых актах Правительства РФ см. также ст. 5 Кодекса). Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В ходе осуществления в нашей стране административной реформы была установлена новая структура федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649.
Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в области жилищных отношений в Кодексе сформулирован как "открытый". Это означает, что к компетенции указанных органов относятся и иные вопросы в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами.
Давайте подробнее остановимся на перечисленных в статье полномочиях.
1. Определение порядка государственного учета жилищных фондов.
Данное полномочие раскрывается посредством установления организационных мер и методик, направленных на осуществление учета жилищных фондов в РФ. В частности, под учетом жилищных фондов можно понимать учет наличия различных жилищных фондов, определение их качественного и количественного состава, а также учет других показателей.
2. Установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Реализуя данное полномочие, федеральные органы вправе устанавливать единые на всей территории Российской Федерации требования к жилым помещениям, в частности санитарно-бытовые, архитектурные, технические, гигиенические и т.д. Аналогичные требования могут быть установлены в отношении общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
3. Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Приведенное выше полномочие заключается в определении федеральными органами государственной власти критериев нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых на льготных условиях по договору социального найма. Критерии нуждаемости могут выражаться в наличии доходов граждан, в размерах занимаемой жилищной площади на одного жильца, в количестве жильцов и т.д.
4. Определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В рамках этого полномочия федеральные органы государственной власти устанавливают единый на всей территории России порядок предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений на основании договора социального найма. В частности, определяются очередность предоставления жилых помещений, категории граждан, имеющих право получения жилых помещений вне очереди, особенности заключения договоров социального найма, установления платы за жилье и т.д.
5. Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.
Реализуя указанное выше полномочие, федеральные органы государственной власти определяют категории граждан (помимо малоимущих нуждающихся), которые вправе получать жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации.
6. Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.
В данном случае речь идет об определении единого порядка предоставления из жилищного фонда Российской Федерации жилых помещений иным категориям нуждающихся в жилье граждан. Перечень категорий таких граждан определяется законом.
7. Определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Данное полномочие реализуется посредством установления перечня условий и обстоятельств, при наличии которых граждане вправе получать жилые помещения служебного и специализированного назначения (дома престарелых, дома ребенка, дома инвалидов и т.д.) в государственном и муниципальном жилищных фондах.
8. Определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
В данном случае федеральные органы государственной власти определяют порядок организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Эта форма объединения граждан помимо жилищного регулируется и гражданским законодательством.
9. Определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья.
Смысл этого полномочия заключается в регулировании правовыми актами федеральных органов государственной власти организации и деятельности товариществ собственников жилья и правового положения его членов. Это полномочие, как и предыдущее, находится на стыке жилищного законодательства. Ведь товарищества собственников жилья являются юридическими лицами, что обусловливает ряд требований к их деятельности со стороны Гражданского кодекса и иных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц.
10. Определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.
В этой части комментируемой статьи говорится о том, что федеральные органы устанавливают единый порядок согласования, получения разрешений и произведения переустройства и перепланировки жилых помещений.
11. Определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Федеральные органы государственной власти определяют критерии непригодности для проживания жилых помещений, а также порядок признания такой непригодности, т.е. определяют уполномоченный орган, который вправе проводить экспертизы и давать заключения о непригодности жилых помещений для проживания, порядок выселения граждан из таких помещений, компенсации гражданам, выселенным из помещений, признанных непригодными для проживания, и т.д.
12. Признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания.
Реализуя это полномочие, федеральные органы государственной власти вправе признавать находящиеся в их ведении жилые помещения непригодными для проживания в установленном порядке и по строго определенным основаниям.
13. Установление правил пользования жилыми помещениями.
Федеральные органы государственной власти устанавливают единые правила пользования жилыми помещениями, в частности устанавливаются санитарно-бытовые, гигиенические требования, особенности пользования источниками энергии, требования к поведению жильцов в отношении жилых помещений, их устройств и конструкций, а также отдельные требования к поведению граждан, проживающих в жилых помещениях.
14. Определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.
Федеральные органы реализуют это полномочие на основании установления, во-первых, оснований выселения граждан из жилых помещений, т.е. перечня обстоятельств, юридических фактов, которые служат причиной для выселения. В частности, определяются орган, уполномоченный принимать решения о выселении, органы, исполняющие данные решения, и т.д. Наконец, федеральные органы определяют условия выселения: выселение с предоставлением другого жилого помещения, выселение без предоставления другого жилого помещения и т.д.
15. Правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями.
В рамках данного полномочия федеральные государственные органы принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы, направленные на урегулирование определенных гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями. Например, сделки купли-продажи, мены (обмена), дарения, ипотека и т.д.
16. Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Федеральные государственные органы определяют не конкретный размер платы за жилье и коммунальные услуги, а единую структуру данной платы, т.е. устанавливают перечень составляющих квартирной платы, порядок ее расчета, требования к внесению платы за жилье и сроки внесения платы.
17. Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Федеральные органы осуществляют контроль за использованием и состоянием жилых помещений, находящихся в ведении федеральных органов власти и входящих в жилищный фонд Российской Федерации.
К компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся и иные вопросы, которые предусмотрены Конституцией России, настоящим Кодексом, другими нормативными правовыми актами.
Разрешено ли проводить ремонтные работы в Москве в воскресенье? Спасибо!
Ответ на вопрос дан по телефону.
15.02.2015 - Юрий Василишин
Имеет ли право группа собственников квартир выйти из ЖСК и создать отдельное ТСЖ, при условии договора с единой упр.компанией и единой технической документации?
Ответ на вопрос дан по телефону.
15.02.2015 - Олег Козловский
Я с двумя детьми сняла квартиру на длительный срок, сегодня февраль, нас выселяют и времени нам дали две недели, прожили в квартире 2 месяца. Зимой не легко найти квартиру. Сколько у нас есть времени по праву.
Ответ на вопрос дан по телефону.
15.02.2015 - Ольга Сергеева
в 2013 г в нашем доме УК заменила в подвале трубы отопления, теперь они отказывают нам в текущем ремонте подъездов , ссылаясь на отсутствие средств в связи с проведенным ремонтом системы отопления, хотя за все годы существования нашего дома с 1991г у нас не было ни одного ремонта ни текущего ни капитального права ли УК?
14.02.2015 - Игорь Шкандыбин
я инвалид 1групы имею я право встать вочередь на желье.и какие дакументы для этого нужны!
Ответ на вопрос дан по телефону.
14.02.2015 - Петр Гроховской
Считается ли не замужняя женщина до 35 лет с маленьким ребенком или беременная молодой семье и можетли расчитывать на получение субсидии для молодой семьи на решение жилищных вопросов?Или есть другие программы по улучшению жилищных условий?
Ответ на вопрос дан по телефону.
14.02.2015 - Кирилл Слободчиков
Здравствуйте. Я из Севастополя. Сейчас на собрании нам сказали, что к 164 статье ЖК РФ есть поправка, что непосредственное управление многоквартирным домом возможно только если в доме не более 12 квартир. Но я нигде не могу найти такой поправки. Нас обманули?
Ответ на вопрос дан по телефону.
14.02.2015 - Зоя Федотова
Имеет ли право бессрочного проживания есл он сам отказался от этого права. Хотя в договоре дарения за ним сохранялось право проживания.
Ответ на вопрос дан по телефону.
14.02.2015 - Николай Юбочников
На что можно тратить деньги, которые жильцы платят на текущий ремонт
Мы с мужем живем в двухкомнатной квартире. Дом наш аварийным признан. Нам предложили жилье взамен – однокомнатную квартиру с доплатой. Мы согласились, подписали договор. ...
В моей собственности находится квартира, расположенная в признанном аварийным доме, которого ожидает последующий снос. Мне предложили власти вместо нее другую жилплощадь, ...
Стояли в очередь на расселение ветхого дома с 2014 года. И вот уже получили извещение о том, что планируется переезд. Но внезапно вместо нашего дома провели расселение др ...
Наш дом попал в число аварийных еще в конце 2011 года. Уже шесть лет не могут организовать расселение. Родители мои проживают в другой области, рассказали, что в их город ...
Нашу пятиэтажку признали официально аварийной, ожидающей сноса. Но городская власть сообщила, что в ближайшие пару лет нам не стоит ожидать переезда, поскольку масштабы ж ...
3 января 2014 года вступил в силу ФЗ № 376 от 21.12.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Спорный закон, обсуждающийся год в Государственной Думе был принят в канун новогодних праздников и внёс существенные изменения в Закон ’93 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", УК РФ и КоАП РФ.
Рождение ребенка для многих семей является счастливым моментом и многие не подозревают, что с появлением нового человека на свет, нужно купить не только манеж, но и оформить документы на регистрацию и прописку нового гражданина страны.
Свежая версия редакции кодекса выложена на сайте и доступна для ознакомления. Скачать редакцию документа можно в разных форматах. Выбирйте наиболее удобный для скачивания формат и изучайте новый документ.
Не пропустите! Самые последние новости Жилищного Законодательства страны собраны в новой редакции ЖК РФ. Скачивайте документ в разделе загрузок и изучайте в том формате, в котором вам удобнее всего.