Жилищный кодекс РФ —
Глава 7
—
Комментарий к ст. 49 ЖК РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
КОММЕНТАРИЙ К СТ 49 ЖК РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Комментируемая статья посвящена порядку предоставления жилого помещения по договору социального найма.
1. Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ предметом договора социального найма могут быть только те жилые помещения, которые относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду. В этом заключается существенное отличие договора социального найма жилого помещения от договора коммерческого найма.
В этом заключается существенное отличие договора социального найма жилого помещения от договора коммерческого найма. В собственности государства (Российской Федерации и ее субъектов), а также муниципальных образований находятся жилые помещения различного целевого назначения - жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования (об указанных видах жилищного фонда см. ст. 19 Кодекса). В соответствии с целями использования по договору социального найма предоставляются жилые помещения из жилищного фонда социального использования.
Попробуем разобраться, каким категориям граждан по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного фонда, а каким категориям граждан - жилые помещения муниципального жилищного фонда.
2. В соответствии с п. 2 ст. 49 Кодекса жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются нуждающимся в жилом помещении малоимущим гражданам.
Ранее действующим жилищным законодательством было предусмотрено предоставление бесплатного жилья (по договору найма) всем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения предоставлялись гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (ст. 28 ЖК 1983 г.).
ЖК 1983 г. (ст. ст. 10 и 28) был установлен одинаковый порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями граждан независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают. Нуждающиеся в жилье члены жилищно-строительных кооперативов и граждане, имеющие в собственности жилой дом (квартиру), имели право на общих основаниях получить жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.
При признании гражданина малоимущим должен учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.
Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Представляется, что, поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным пробелом в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями. Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса (см. указанную статью).
3. Жилые помещения из государственного жилищного фонда, который подразделяется на жилищный фонд Российской Федерации и жилищный фонд субъектов Российской Федерации, предоставляются иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (см. ч. ч. 2, 3 ст. 49). Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 14 - 21 ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 02.01.2000 с последующими изменениями и дополнениями).
Условием для предоставления жилых помещений таким гражданам является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было бы целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку этого не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях. А с лоббизмом неразрывно связана и коррупция в представительных органах государственной власти.
Положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах, то органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
4. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения, согласно п. 4 комментируемой статьи, могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
5. По общему правилу участниками жилищных отношений могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего российских граждан.
Добрый день. Я готовлюсь к поступлению в Гнесинку. Я репетирую - много пою. Подскажите пожалуйста , в какое время по закону я имею право петь в квартире.
Ответ на вопрос дан по телефону.
16.02.2015 - Дмитрий Тарашкин
После смерти родителей у нас с братом на двоих осталась трехкомнатная муниципальная квартира. Брат категорически отказывается ее разменивать. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Ответ на вопрос дан по телефону.
15.02.2015 - Денис Сатанин
покупаю квартиру один собственник по договору дарения. в квартире прописаны двое: собственник и его сын, служащий в армии.какие права у него по приходу из армии и какие риски для меня при покупке такой квартиры
Ответ на вопрос дан по телефону.
15.02.2015 - Никита Пестерников
Пожалуйста, скажите! Есть ли ограничения по времени для проведения шумных строительных работ( углубление тех подполья), имеется ввиду летний курортный сезон. Помещение нежилое, для оздоровления проф. лит А, сдан в эксплуатацию. Собственность частная. Но строительство ведется в техподполье, которое не является частной собственностью, строительной организацией, которая на этой же территории отстраивает новые дома и другие выше указанные помещения. Вопрос, не должна ли строительная организация на летний период на берегу моря прекратить строительство? Директор Феодосийского филиала Консоль Строй активно на этот вопрос не отвечает! Спасибо!
14.02.2015 - Артем Девулин
Живу в в/ч. стаж работы 19 лет. В 2011 г нашу организацию передали в ОАО РЭУ Архангельский. на этом основании нас выселяют из квартир, т.к мы потеряли связь с частью. квартиры в части не заслужеблены..
Ответ на вопрос дан по телефону.
14.02.2015 - Светлана Алексеева
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
К ВАМ , обращаются жители г.Новороссийска. за помощью.Мы неоднократно обращались во все инстанции города, и в ГЖИ-Краснодар, но увы, а воз и ныне там.Мы вынуждены были обратиться к вам, за защитой наших прав.
В 2013г в нашем доме в г. Новороссийске . Энгельса 51 ТСЖ-1-проводили капитальный ремонт, по 185 ст РФ. Много квартир затопило во время дождя \3 дня-лил дождь,\ протекла крыша, ПО ВИНЕ ПОДРЯДЧИКА-"ИСТОКИ". Мы обратились сразу к ним и председателю ойА.П \заказчик\, чтобы нам подписали акт-залития, но они категорично отказали, пообещав всем возместить ущерб,но вот прошло 6 месяцев, и к нам пришли из Управление ЖКХ, по письменному заявлению. и спросили " а у вас у кого-нибудь, есть фотографии-залития?- Мы сказали нет, мы люди пожилые-пенсионеры , никто не готовился к умышленному деянию .ОНИ сказали"-Тогда мы вам помочь ничем не сможем," и в письменном ответе нам написали, что следов залития не было.ГДЕ ЖЕ СОВЕСТЬ У ЭТИХ ЛЮДЕЙ?
2. ПОСЛЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, Председатель а А.П.. - ТСЖ-1\ей 81 год-председателем 15 лет ЗАНИМАЕТ ДЕНЬГИ у подрядчика тысяч руб под проценты . ДАЖЕ НИКОМУ НЕ СКАЗАЛА, МОТИВИРУЯ, что не все сдали на кап. ремонт. , и начисляет нам , которые заплатили за кап. ремонт. Почему мы должны за кого-то платить. и правомерно ли это? ТЕМ БОЛЕЕ НА ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЭТОТ ВОПРОС НЕ ВЫНОСИЛИ, МЫ ПРОСИЛИ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ , И В УСТНОМ, ПОКАЗАТЬ НАМ СМЕТУ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ. ПОТОМУ-ЧТО, ЕЕ ЕЩЕ НИКТО НЕ ВИДЕЛ. \ НО ЕЕ УШИ НЕ СЛЫШАТ\
3.Председатель а.А.П. У НАС РАБОТАЕТ-ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ. КАССИРОМ . И БУХГАЛТЕРОМ \3 В ОДНОМ\, НО УВЫ, ОПЛАЧИВАТЬ КВИТАНЦИИ, В БАНК , МЫ ЕДЕМ САМИ.
КВИТАНЦИИ - ЗА ВСЕ ГОДА , ПИШЕТ НЕ В ПОЛНОМ ОБЬЕМЕ, НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ ГОДОВОМ ОТЧИТЫВАЕТСЯ САМА ЗА РЕВИЗИОННУЮ КОМИССИЮ, МОТИВИРУЯ, ЧТО ВСЕ БОЛЕЮТ. В АКТАХ ОДНО ГАЛИМАТЬЕ, ПОДПИСИ ПОДДЕЛЫВАЮТСЯ.
ПЛАТИМ НЕ ЗНАЕМ ЗА ЧТО.,НЕ РЕАГИРУЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕ НА ЧТО. ГОВОРИТ- ВАМ ЭТО ЗНАТЬ НЕ НУЖНО. ЧАСЫ ПРИЕМА -ОТСУТСТВУЮТ, САЙТА-НЕТ. ВЕДЕТ СЕБЯ БЕЗОБРАЗНО. ОСКОРБЛЯЕТ ЛЮДЕЙ. УГРОЖАЕТ.
4. Я ЗАВГОРОДНЯЯ.Л.И. . ЯВЛЯЮСЬ ЧЛЕНОМ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ, СЕГОДНЯ 5 ИЮНЯ, У НАС ЕЩЕ НЕ БЫЛО ПРОВЕДЕНО ОТЧЕТНО ГОДОВОЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ.
Я В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ, НАПИСАЛА 3 МАРТА 2014Г. ПРЕДСЕДАТЕЛЮ, ПРОШЕНИЕ, ЧТОБЫ ОНА ПРЕДОСТАВИЛА ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ГОДОВОГО ОТЧЕТА.
ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ОНА СКАЗАЛА, ЧТО ЧЛЕНЫ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ СЛОЖИЛИ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ, А ТЫ ОДНА НЕ ИМЕЕШЬ ПРАВО.ХОТЯ ЗАКОН ТВЕРДИТ ОБРАТНО\. ОНА ГОВОРИТ, У НАС В ТСЖ ЕСТЬ ТАЙНЫ, И ЛЮДИ ЭТОГО ЗНАТЬ НЕ ДОЛЖНЫ. А КАК ЖЕ ЗАКОН? СТ 731 ЖК .ОБРАЩАЙТЕСЬ КУДА ХОТИТЕ, НИКТО ВАМ НЕ ПОМОЖЕТ, А МЫ ДУМАЕМ ИНАЧЕ, ПОЭТОМУ И ОБРАТИЛИСЬ К ВАМ.
Наша Председатель -а-всегда приписывает себе заслуги и навыки, которыми совсем не обладает.
РУКОВОДСТВУЯСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №731 ОТ 23.09.2010г.
МЫ ПРОСИМ, ЧТО БЫ НАМ ПРЕДОСТАВИЛИ ИНФОРМАЦИЮ ;
1.В соответствии с п. 3.п.9 об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ-1 за перид 2011-2013г, годовая бухгалтерская отчетность, включая баланс.
2.сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению дома за 2011-2013г и расходах.
3.РАСШИФРОВКУ ТАРИФОВ. содержания и обслуживания дома 2011-2013г
в соответствии с п.3 п.13 -описание содержания каждой работы\услуги\ в расчете на единицу измерения\1кв.м общей площади и 1пог.м инженерных сетей.
Председатель -а А.П, которой уже 81 год. приняла позицию изматывание людей, мы почти 3 года просим в письменной и устной форме, писать в полном обьеме, квитанции, за что мы платим? Но , как всегда в грубой форме ответ-"Я это делать не буду..." Поэтому, мы решили не платить,пока нам не дадут.адекватного мотивируемого ответа.
Сегодня 24 июня 2014г, Председатель-а, в 17часов в своем подьезде вывесила обьявление, что 29 июня\через 5 дней\ будет проводить годовое отчетное собрание за 2013 год.Но почему-то наше заявление, которое мы написали на повестку дня общего собрания, за 12 дней\12.06.2014г\ не стала включать.Игнорируя всех и все.Жителей дома многих просила, не приходить на собрание,а чтобы ей написали доверенность на проведения общего собрания, Как понимать , такое отношение к людям. или года ее \81-год\сказывается.Собственники дома с сентября 2013 года, просили показать смету, на проведения кап. ремонта, она сказала, что до настоящего времени СМЕТА находится на корректировке в Управления ЖКХ.,и там ее поддерживают.Значит это кому-то -НУЖНО.\чиновникам\. Нам
сказали, что письма наши не дойдут к Вам, но мы очень надеемся, что вы нам ответите . ПРОСИМ ВАС,ЗАЩИТИТЬ НАШИ ПРАВА. ЗАРАНЕЕ ВАМ БЛАГОДАРНЫ.
Завгородняя.Л.И и Завгородний.В.В.-кв-25
Суховских.Н.И. Суховская.Л.В
Ответ на вопрос дан по телефону.
13.02.2015 - Виктория Козлова
Почему районная администрация увеличила платежи за водоотведение в 2 раза включив туда очистку сточных вод. Очистки сточных вод нет в жилищном кодексе.
13.02.2015 - Вадим Кривошей
Я проживаю в Севастополе. Более шести лет не пользуюсь горячим водоснабжением, которого в городе фактически и нет. Горячую воду иногда дают по очень великим праздникам. Я установил более шести лет назад бойлер и таким образом решил проблему горячего водоснабжения. В связи с вышеизложенным имею ли я право демонтировать водомер с составлением соответствующего акта и не платить за кего поверку?
Ответ на вопрос дан по телефону.
13.02.2015 - Зинаида Осипова
Дача по наследству передана отцу, земля не приватизирована и не оформлена.какие документы нужнычтоб оформить и приватизировать на меня(сына).открываю ип строю гараж.
Мы с мужем живем в двухкомнатной квартире. Дом наш аварийным признан. Нам предложили жилье взамен – однокомнатную квартиру с доплатой. Мы согласились, подписали договор. ...
В моей собственности находится квартира, расположенная в признанном аварийным доме, которого ожидает последующий снос. Мне предложили власти вместо нее другую жилплощадь, ...
Стояли в очередь на расселение ветхого дома с 2014 года. И вот уже получили извещение о том, что планируется переезд. Но внезапно вместо нашего дома провели расселение др ...
Наш дом попал в число аварийных еще в конце 2011 года. Уже шесть лет не могут организовать расселение. Родители мои проживают в другой области, рассказали, что в их город ...
Нашу пятиэтажку признали официально аварийной, ожидающей сноса. Но городская власть сообщила, что в ближайшие пару лет нам не стоит ожидать переезда, поскольку масштабы ж ...
3 января 2014 года вступил в силу ФЗ № 376 от 21.12.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Спорный закон, обсуждающийся год в Государственной Думе был принят в канун новогодних праздников и внёс существенные изменения в Закон ’93 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", УК РФ и КоАП РФ.
Рождение ребенка для многих семей является счастливым моментом и многие не подозревают, что с появлением нового человека на свет, нужно купить не только манеж, но и оформить документы на регистрацию и прописку нового гражданина страны.
Свежая версия редакции кодекса выложена на сайте и доступна для ознакомления. Скачать редакцию документа можно в разных форматах. Выбирйте наиболее удобный для скачивания формат и изучайте новый документ.
Не пропустите! Самые последние новости Жилищного Законодательства страны собраны в новой редакции ЖК РФ. Скачивайте документ в разделе загрузок и изучайте в том формате, в котором вам удобнее всего.