Оформление сделки по продаже квартиры
Последним этапом при купле-продаже жилья выступает регистрация права нового собственника. Только после нее квартира начинает официально принадлежать покупателю.
С 2017 года в силу вступил ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Этот документ полностью заменил аналогичный правовой акт, принятый в 1997 году.
Подготовка к сдаче документов
Сдать документы для регистрации собственности можно в структурах Росреестра, либо в МФЦ, количество которых постоянно растет. Перед визитом необходимо проверить содержание предварительного соглашения купли-продажи квартиры между сторонами, вне зависимости от того осуществлялась ли подготовка договора своими силами или при помощи специалистов.
Дополнительно понадобится убедиться в наличии всех сопутствующих документов.
Что проверить в договоре
Соглашение о продаже квартиры должно содержать следующие условия.
- Все индивидуальные признаки приобретаемого жилья. В текст документа необходимо перенести все основные данные из кадастрового паспорта. К ним относится адрес, этаж площадь, количество комнат и состав других помещений. Также важно проверить правильность внесения кадастрового номера квартиры.
- Стоимость сделки. Если она будет отсутствовать, существует риск отказа в регистрации.
- Данные о гражданах, которые используют жилье по договору найма (арендаторы).
- Другие условия, согласованные сторонами.
Отдельное внимание стоит уделить реквизитам продавца и покупателя. Для этого понадобится сверить их с паспортами.
Договор составляется в 3-х подлинниках, один из которых будет храниться в Росреестре.
Что входит в пакет документов
Помимо договора для регистрации потребуется представить дополнительные бумаги. Их состав зависит от особенностей сделки.
Во всех случаях обязательно представление квитанции, подтверждающей внесение госпошлины. Она составляет 2000 рублей. Как правило, на территории МФЦ или регистрирующего органа установлены терминалы, но лучше перечислить платеж заранее, застраховавшись от возможных неполадок.
Если сделка регистрируется поверенным, потребуется оформление нотариальной доверенности с соответствующими полномочиями, прописанными в тексте.
При реализации квартиры, нажитой во время брака, необходимо согласие другого супруга. Оно подлежит оформлению в нотариальном порядке.
Когда сделка совершается с использованием ипотеки, покупателю понадобится представить кредитный договор и договор залога.
Истребование документов, которые не предусмотрены законом, запрещено. Такие действия регистраторов заявитель сможет обжаловать в суде.
Способы сдачи документов
Закон предусматривает следующие возможности сдать бумаги для регистрации права:
- при личной явке;
- с помощью почты;
- электронным способом, через портал госуслуг, если применяется электронная подпись, обладающая повышенной защитой.
В первом случае покупателю или сторонам понадобится предъявить паспорт. При использовании этого способа заявление оформляется на месте. Закон позволяет осуществить регистрацию права, обратившись в любое подразделение Росреестра на территории России.
Почтовое отправление потребует совершения дополнительных действий. Подпись на заявлении и договор купли-продажи понадобится удостоверить у нотариуса. В конверт понадобится вложить копию паспорта заявителя.
Окончание процедуры регистрации
В ходе приема документов происходит их проверка. Более глубокая экспертиза проводится регистратором. Если в представленных бумагах нет ошибок и присутствует вся необходимая документация, орган Росреестра принимает положительное решение о регистрации. Допущенные сторонами сделки нарушения могут стать основанием для отказа в таких действиях.
Срок проведения регистрации составляет 7 рабочих дней, если документы переданы через подразделение Росреестра. Когда бумаги представлены в МФЦ, необходимые действия займут 9 рабочих дней (дополнительное время понадобится для пересылки).
В ситуации, когда регистрация права сопряжена с внесением данных в кадастр, указанный период увеличится на 3 рабочих дня.